02:55 Новый порядок предоставления гуманитарной помощи в зоне АТО нуждается в доработке, - эксперты «Восстановления Донбасса» | |
30 января Кабинет министров Украины на внеочередном заседании своим постановлением одобрил Порядок предоставления гуманитарной помощи жителям Донбасса. Этот документ был разработан Государственной службой по чрезвычайным ситуациям во исполнение Указа Президента Украины № 875/2014 от 14.11.2014. Эксперты общественной инициативы «Восстановление Донбасса», изучив документ, пришли к выводу, что он не только не решает проблему обеспечения гуманитарной помощью жителей не подконтрольных Украине территорий, но и создает дополнительные сложности. Причина этого – недосказанность в формулировках Порядка и бреши в действующем законодательстве. В связи с этим общественная инициатива выступает за доработку этого документа через его обсуждение с общественностью и волонтерами, работающими в зоне АТО. В частности, в Порядке указано, что он регулирует механизм предоставления, распределения и выдачи гуманитарной и иной помощи, предоставляемой через Донецкую и Луганскую ОГА. Касается ли документ исключительно государственной помощи, или речь идет обо всей гуманитарной помощи вне зависимости от ее источников – неизвестно. В случае, если Порядок регламентирует только гуманитарную помощь от государства, неурегулированными остаются вопросы предоставления гуманитарной помощи через международные организации, благотворительные организации и волонтеров Украины. Если же под принятый Порядок попадает любая гуманитарная помощь для жителей зоны АТО, то это еще более усложняет ситуацию. В этом случае вся помощь должна поступать в зону АТО исключительно через Донецкую и Луганскую облгосадминистрации. Лишние звенья в цепи передачи гуманитарной помощи несут угрозу ее бюрократизации и имеют выраженные коррупционные риски. Кроме того, согласно пункту 8 утвержденного Порядка, вся гуманитарная помощь, которая будет проходить через ОГА, должна маркироваться как гуманитарная помощь от Украины. Получается, например, что международная помощь от Красного креста и других международных структур будет раздаваться облгосадминистрациями от имени Украины. В любой из трактовок принятый Порядок невозможно будет реализовать в нынешнем виде из-за ряда непродуманных норм: 1) Принятый Порядок предполагает, что непосредственное оказание помощи населению – это функция райгосадминистраций. Распределение помощи должно производиться с учетом потребностей населения и на основании сведений от райгосадминистраций. Однако при этом все госорганы Украины указом президента выведены с территории проведения АТО, что автоматически ставит вопрос адекватности оценок ситуации со стороны райадминистраций. 2) Порядок не определяет способов доставки помощи непосредственно в зону АТО. В документе только присутствует упоминание о том, что к выдаче помощи возможно привлечение представителей Международного комитета Красного Креста и других международных организаций. 3) При выдаче помощи должны вестись списки ее получателей, в которых указываются паспортные данные, адрес проживания и подпись. Но непонятно как быть тем людям, которые потеряли свои паспортные документы. 4) Порядок не содержит четко определенного механизма выдачи помощи населению в зоне АТО, а также контроля за этим процессом. По оценкам экспертов «Восстановления Донбасса», попытка встроить облгосадминистрации в механизм предоставления гуманитарной помощи в зоне АТО несет большие риски. Реализация Порядка может привести к многочисленным нарушениям во время выдачи помощи и фальсификации отчетности. В частности, не исключено, что предоставление помощи через местные администрации в результате приведет к перепродаже продуктов на рынках и магазинах в качестве товара. Для урегулирования вопроса предоставления гуманитарной помощи в зоне АТО общественная инициатива «Восстановление Донбасса» предлагает принять отдельные изменения в действующее законодательство Украины: 1. Предоставить облгосадминистрациям возможность признавать те или иные товары и грузы гуманитарной помощью. Это касается, прежде всего, продуктов питания, медикаментов и средств первой необходимости для получателей. 2. Внести изменения в Закон Украины «О гуманитарной помощи» и установить, что получателем гуманитарной помощи может быть не только юридическое лицо, а и физическое лицо, которое зарегистрировано в Реестре волонтеров АТО. 3. Дополнить Налоговый кодекс Украины положениями о том, что помощь, полученная волонтерами и лицами, которые получили ее в виде продуктов питания, не должна облагаться налогом как доход. Сейчас такая норма установлена только в отношении лекарств. 4. Внести изменения в Таможенный и Налоговый кодекс Украины и Закон Украины «О гуманитарной помощи», в которых установить, что оформление гуманитарной помощи может проводиться не только по решению Минсоцполитики, но и по решению ОГА. 5. Внести изменения в Закон Украины «О гуманитарной помощи», в котором определить, что Минсоцполитики или Кабмин в случае проведения АТО утверждают упрощенный порядок предоставления и распределения гуманитарной помощи. 6. Внести изменения во Временный порядок пересечения границы зоны АТО, в котором предусмотреть, что провоз гуманитарной помощи осуществляется на основании документа о признании груза гуманитарной помощью не только от Минсоцполитики, а и от ОГА. 7. Утвердить на уровне Минсоцполитики или Кабмина порядок упрощенного предоставления гуманитарной помощи, который регламентирует признание груза гуманитарной помощью, формирование группы для оказания помощи, коммуникацию с Государственной фискальной службой, составление актов о предоставлении помощи. Такие изменения к принятому Порядку являются оптимальными, поскольку при их реализации учитывается наиболее распространенная практика предоставления гуманитарной помощи в зоне АТО – помощь через волонтеров и за средства граждан и благотворительных организаций. Кроме того, в таком варианте вопросы предоставления помощи решают именно волонтеры и международные организации, имеющие достаточный уровень доверия в обществе. Эти изменения также учитывают, что в зоне АТО нет госорганов Украины, а помощь должна предоставляться исключительно пострадавшему гражданскому населению. | |
Категория: Украина | Просмотров: 1107 | |
Всего комментариев: 0 | |